Факс +7 (495) 690-89-40
E-mail site.cnt@zeppelinpm.ru
Адрес 115035, Москва, Садовническая набережная, 17 карта

24.12.2015 Андрей Кротков, генеральный директор УК «Zeppelin» рассказал об итогах уходящего года для московского рынка торговой недвижимости

Какие события на рынке коммерческой недвижимости столицы в 2015 году Вы считаете ключевыми?

Я бы ключевым событием назвал не какую-то конкретную сделку.  Их не так уж и много, а состоявшиеся – незначительны ни по стоимости, ни по объему площадей. Тренд на постепенное ухудшение и даже резкое падение финансовых показателей практически во всех сегментах коммерческой недвижимости за прошедший год тоже уже стал чем-то привычным и неизбежным. А вот обострение межгосударственных отношений с Турцией – это во многом внезапный и далекоидущий по своим последствиям удар по отрасли в целом.

Такого глобального «импортозамещения» рынок CRE может и не осилить. И если в девелопменте появляется пусть призрачный, но шанс и потенциал для российских компаний, то в ритейле (и в Food, и в Non-food) в краткосрочной перспективе это попросту невозможно. Торговля и ее арендодатели могут не выдержать столкновения с подобным «айсбергом» и, подобно «Титанику», пойти ко дну.

Чем больше всего удивил рынок в 2015 году? Что положительное можно отметить на рынке? Чему научил 2015 года?

Приятно удивила «живучесть» стрит-ритейла и сегмента F&B. Введение платной парковки и торгового сбора, запрет курения и падение потребительского спроса – хоть и нанесли смертельное ранение, но все же не смогли окончательно «добить» этот бизнес.

Порадовал здоровый рационализм девелоперов как в торговой недвижимости, так и в офисной. Они научились «слышать» своих арендаторов и сообща с ними не только придумали, но и повсеместно успешно реализовали множество алгоритмов разделения рисков бизнеса, повышения привлекательности своих объектов и оптимизации расходов.

Каков объем ввода новых площадей по всем сегментам коммерческой недвижимости в Москве в 2015 году?

В 2015 г. ввод в эксплуатацию в сегменте ТРЦ составил около 1 млн кв. м. общей площади и свыше 400 тыс. кв. м. – аренднопригодной. В складских площадях -  так же около 1 млн кв. м. По сравнению с 2014 г. эти показатели демонстрируют почти 50% снижение. На 2016 г. эта тенденция, на мой взгляд, сохранится.

Какова вакантность торговой и офисной недвижимости на московском рынке в 2015 году?

На фоне большой вакансии в офисной недвижимости (20-30%), торговые центры хоть и могут похвастаться 10% уровнем пустующих площадей, но это – «средняя температура по больнице». Например, одновременно функционируют и попадают в статистику раскрученные объекты с 90% заполненностью и вновь введенные всего лишь с 10-15% работающих арендаторов.

Каковы арендные ставки по сегментам коммерческой недвижимости Москвы в 2015 году? Как они изменились по сравнению с 2014 годом?

Арендные ставки по сравнению с 2014 годом во всех сегментах продолжили свое снижение.

В торговой недвижимости снижение ставок по сравнению с 2014 годом достигло 20%. За исключением торговых центров премиального сегмента, завершается переход на рублевые договоры. Однако среднюю очищенную арендную ставку назвать не рискну, т.к. почти повсеместно она трансформировалась в некий фикс плюс % с оборота, причем для каждого профиля (Food/Non-food/DIY) этот % свой.

Каков Ваш прогноз по московскому рынку коммерческой недвижимости в 2016 году (уровень арендных ставок, вакантности, вводе новых объектов)?

Прогноз самый консервативный. Вакантность во всех сегментах продолжит увеличиваться, может быть даже ещё большими темпами, чем в 2015 г. Соответственно будут опускаться и ставки. Новые ТЦ постараются максимально сдвинуть сроки ввода в эксплуатацию, а девелоперы офисных объектов будут их замораживать или пытаться перепрофилировать в жильё или апартаменты.

shopolog.ru

^ Наверх