Факс +7 (495) 690-89-40
E-mail site.cnt@zeppelinpm.ru
Адрес 115035, Москва, Садовническая набережная, 17 карта

08.2015 Комментарий Генерального директора Zeppelin, Андрея Кроткова на тему Коммерческая недвижимость в период кризиса. Мнение эксперта относительно снижения арендных ставок в 2015 г.

Замедление снижения арендных ставок заметил генеральный директор УК Zeppelin Андрей Кротков:

«Снижение арендных ставок в офисном сегменте за год составило более 25%, но в последнее время оно слегка замедлилось. Это связано с относительной стабилизацией рубля и с тем, что ситуация в экономике не так плоха, как ожидалось. В торговой недвижимости колебание ставки так же успокаивается, но это пока ощущается слабее, так как по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в абсолюте падение составило почти 40%. С куплей-продажей коммерческой недвижимости ситуация так же грустная. Квадратный метр в бизнес-центре за год подешевел на 10-15%, а в торговом — на 30-35%. Не стоит думать, что кризис значительно сократил количество арендаторов. Он скорее «стряхнул» их с насиженных мест.

Наблюдается тенденция переезда на территории «Новой Москвы», где созданы комфортабельные офисы с привлекательной арендной платой. Бурное расширение агломерационного радиуса в последние годы привело к тому, что в близости от МКАД сконцентрировалось большое количество качественных офисных площадей с хорошей транспортной доступностью и привлекательной ценой аренды. Особенно сильное развитие получило «сердце Новой Москвы» — ТиНАО. Проектируемые деловые кварталы давно вышли за рамки обычных офисов и готовы предложить арендаторам собственную продуманную и удобную инфраструктуру, вертолетные площадки и релакс-зоны. В нашем проекте был реализован первый в Москве арт-паркинги, на эксплуатируемой кровле которого предусмотрено пространство для аэробики и йоги, зона для игры в городки и петанк и универсальная площадка, которая подойдет для занятий легкой атлетикой, а также игры в мини-футбол, волейбол, большой теннис, бадминтон. Для крупных компаний, заботящихся о сотрудниках и собственном имидже, это стало веским аргументом при пересмотре контрактов в прошлом году. Например, в I квартале 2014 года в общем объеме сделок доля офисов класса «А», расположенных за пределами МКАД, достигла 22% (для сравнения, в 2013 году этот показатель не превышал 1% в квартал).»

По словам экспертов, роль управляющих компаний в условиях кризиса увеличивается. Этиорганизации часто решают вопросы, связанные с проблемой сохранения собственности, поэтому к основному направлению их работы можно отнести юридическое сопровождение деятельности и корпоративных процедур. Для того, чтобы комфортно существовать в условиях меняющейся экономической ситуации, собственникам удобно отдавать управление объектом в руки УК, которая будет тщательнее следить за последними экономическими изменениями и нововведениями в законодательстве. Такой подход поможет установить взаимопонимание собственника и арендатора.

Мнение о том, что кризис обеспечит ещё больше новых клиентов управляющим компаниям, поддерживает Андрей Кротков:

«В последние годы сфера управляющих компаний активно развивается: за 2013-2014 годы наш портфель контрактов увеличился вдвое. На мой взгляд, происходит естественная «эволюция» собственников коммерческих объектов: все большее и большее их число действительно понимает свою выгоду. И сейчас это актуально вдвойне, в т. ч. и в бюджетной сфере. С начала этого года мы заключили контракт на оказание фасилити-услуг (техническая эксплуатация) в штаб-квартире «Сибур Холдинга» (крупнейшая нефтехимическая компания России). До этого концерн управлял процессами самостоятельно. Также мы начали обслуживать штаб-квартиру «Газпром-Медиа Холдинга» (к нам обратились, поскольку мы уже много лет успешно обслуживаем штаб-квартиру «НТВ»). Т.е. даже такие организации, акционерный капитал которых является частично государственным, и которые ранее принципиально занимались управлением сами, уже переходят на услуги внешних УК. Я думаю, что кризис подтолкнет еще большее количество собственников отдавать свои объекты во внешнее управление. Конечно, переход осуществят не 100% владельцев. Но в нашей стране процесс развития сферы УК и так произошел очень быстро: на западе он занял около 150 лет. А мы создали рынок, который уже сейчас функционирует по всем международным стандартам, всего за 15-20 лет. Управляющие компании имеют возможность хорошо заработать на фоне нестабильной экономической ситуации. Также, реальные покупатели при грамотном подходе могут получить сегодня хорошие скидки и рассрочки на длительный срок. Стрит-ритейлеры имеют возможность перебраться в большие торговые центры. Те, у кого даже в кризис есть деньги, могут позволить себе приобрести коммерческую недвижимость по выгодной цене. Так что смело приходим к выводу о том, что и у кризиса есть свои плюсы.»

Teora teoramag.ru

^ Наверх