27.12.2021 Андрей Кротков: Итоги года на рынке FM-услуг«В 2021 году спрос на аренду коммерческих помещений увеличился на 14%. На рынке коммерческой недвижимости сохраняется интерес к гибким пространствам, складам и smart-офисам. Экономика начинает стабилизироваться после локдауна, бизнес адаптировался, и большинство компаний проработали свои стратегии, но, несмотря на положительную динамику в отрасли, о полном восстановлении говорить еще рано» — подводит итоги уходящего года Андрей Кротков, генеральный директор и совладелец Управляющей компании Zeppelin. Маржинальность FM-операторов упала до нуляИ это ещё неплохой расклад, так как зачастую приходится работать в минус. Это происходит потому, что заключённые контракты, как правило, не позволяют в режиме реального времени индексировать стремительно возросшие затраты, которые увеличились от 20% до 40% за счет роста зарплат персонала, инвентаря и расходных материалов. Кроме того, сложная финансовая ситуация у заказчиков FM-услуг вынуждает их накапливать дебиторскую задолженность, а УК — беспроцентно кредитовать своих клиентов. Перечень FM-услугПо данным экспертов Zeppelin стоимость FM-услуг за 2021 год выросла на 20-30%. При этом на 10-20% выросли бюджеты технического обслуживания, а клиниговые услуги подорожали на 20-40%. Сам перечень FM-услуг не изменился, но арендодатели, пытаясь сократить расходы, убирают часть сервисов из контрактов. Например, продолжается увеличение спроса на санитарно-гигиеническую обработку помещений и выездное обслуживание инженерных систем. Для оптимизации стоимости FM-операторам приходится корректировать частоту уборки и графики работы клининга. Кроме этого, увеличились расходы УК на оснащение сотрудников масками, перчатками и антисептиками, на ПЦР-тестирование персонала и замены заболевших. Рост ценПоставки зарубежного оборудования возобновились, но из-за подорожания топлива на 7-10% увеличилась стоимость транспортных перевозок. Рост цен в 2021 году произошел во всех отраслях: на 8-10% выросла цена инвентаря для уборки и инструментов для техобслуживания, увеличилась стоимость оргтехники на 10-15%, средств для уборки — 17-20%, деревянных стройматериалов — 30-60%, металлических изделий — 50-80%. В первую очередь это связано с дестабилизацией курса рубля, а также со снижением производства сырья и оборудования из-за простоя предприятий. Кроме того, выросла стоимость профильных подрядчиков (на 8-10%) и вывоз твердых бытовых отходов (на 8%). Нехватка сотрудниковС начала 2021 года начал формироваться дефицит сотрудников низких должностей, большая часть из которых обычно были нерезидентами, жителями соседних стран. Многие из них уехали на родину, когда в России ввели максимальные ограничения, а закрытые границы не позволили им вернуться. К тому же из-за снижения курса рубля мигранты, которые зарабатывали в $, начали поиски более высокооплачиваемой работы. Их желание совпало с локдауном и резким всплеском онлайн-торговли, из-за которого на рынке появилось множество вакансий курьеров и комплектовщиков заказов, оплата за которые изначально была гораздо выше, чем в клининге. Прогнозы на 2022 годВ 2022 году цены на товары и услуги, по-прежнему, будут расти. Так, например, из-за увеличения стоимости газа — сырья для производства материалов и генерации электроэнергии, нефтехимические предприятия приостанавливают производство, так как себестоимость продукции стала выше готовых к продаже товаров. Кроме производства подорожают хранение и транспортировка продукции. Наши аналитики считают, что к концу 2022 года стоимость материалов и оборудования для FM-компаний увеличится ещё минимум на 15%. Продолжится дефицит кадров на рынке недвижимости и FM-услугЧтобы удержать сотрудников, управляющим компаниям в 2022 году придется пересмотреть кадровую политику и программы лояльности для сотрудников: оплата обучения и повышения квалификации, а также увеличение заработной платы. Кроме этого, продолжается процесс «обеления» рынка FM-услуг. Ассоциация клининговых и FM-операторов (СРО АКФО) официально работает с ФНС, МинФин и ФАС. В 2022 году проект «обеления» FM-отрасли запустит контрольно-проверочные мероприятия и продолжит развивать институт «налоговой оговорки». Кроме этого, продолжается процесс «обеления» рынка FM-услуг. Ассоциация клининговых и FM-операторов (СРО АКФО) официально работает с ФНС, МинФин и ФАС. В 2022 году проект «обеления» FM-отрасли запустит контрольно-проверочные мероприятия и продолжит развивать институт «налоговой оговорки». Маржинальность рынка FM-услуг продолжит снижение, поэтому обострится конкуренция межну управляющими компаниями. При выборе подрядчика для обслуживания объекта главным критерием станет цена. Однако, предложения УК по снижению расходов заказчики будут воспринимать положительно, несмотря на обоюдные риски. Источник: Office News |