26.12.2019 Андрей Кротков про тренды и прогнозы на рынке управления недвижимостью в 2020 году
Сегодня в FM-отрасли наблюдается устойчивый тренд на «обеление». Управляющие компании, которые применяют в своей деятельности методы незаконной налоговой оптимизации, вряд ли смогут привлечь крупных клиентов в будущем. Что важно - инициатива в этом вопросе идёт не только от контрольно-надзорных органов, но и «снизу», из среды профессионального сообщества. Ярким примером такой синергии служит созданный в этом году Реестр добросовестных фасилити-операторов «БелыйФМ.рф». Реестр образован СРО «Ассоциацией клининговых и фасилити-операторов» («АКФО») по инициативе Федеральной налоговой службой и при поддержке четырех крупнейших федеральных бизнес-объединений (ОПОРА РОССИИ, «Деловая Россия», ТПП РФ, РСПП). Реестр «БелыйФМ.рф» является единственным достоверным индикатором налоговой открытости и добросовестности участников рынка клининга и технической эксплуатации. В следующем году членство в электронном реестре «БелыйФМ.рф» станет обязательным пунктом в анкете поставщика при проведении госзакупок и коммерческих тендеров — и это важный сигнал о том, что «по старинке» работать больше не получится. Однако именно этот тренд на легализацию бизнеса может привести к росту количества компаний-демпингеров, которые используют «серые» схемы налоговой оптимизации. Будущего у «таких» игроков нет. Компании, которые не пожелали отказаться от «схем» и публично раскрыть свои налоговые показатели, рискуют найти себя в другом информационном ресурсе — Реестре непрозрачного периметра рынка FM-услуг. В предстоящем году, наряду с тотальной диджитализацией и автоматизацией, сохранится тренд на импортозамещение, в том числе и facility-услуг. Еще 20 лет назад только международные компании могли всесторонне подойти к решению задач по управлению и обслуживанию недвижимости, оставляя российских поставщиков услуг где-то позади. Сегодня же отечественные fm-операторы не только не уступают своим зарубежным коллегам в профессионализме, но и сами могут их многому научить – прежде всего, гибкости по отношению к заказчикам. Следующий тренд — смещение фокуса внимания УК в сторону развивающихся сегментов. Ситуация на рынке офисной и торговой недвижимости по-прежнему остаётся нестабильной, поэтому fm-операторы вынуждены частично пересмотреть профиль деятельности. В связи с активным вводом в эксплуатацию жилых комплексов и апартаментов спрос на услуги управляющих компаний из сегмента CRE достигнет рекордных отметок. Однако насколько выгодным станет такая трансформация — пока не ясно. Ещё одним разнонаправленным трендом является отказ многих государственных корпораций от внутренних АХО-структур и служб эксплуатации и передача этих функций на аутсорсинг, при этом, в то же самое время продолжится создание собственных In-house подразделений fm-профиля в рядах некоторых портфельных инвесторов. Это тот редкий случай, когда бюджетные организации в кои-то веки поступают более предусмотрительно и рачительно. Строгие критерии, предъявляемые к участникам рынка управления недвижимостью, ведут к повышению качества оказываемых услуг. Именно поэтому, игроки, которые не способны настраивать бизнес-процессы в соответствии с текущими запросами со стороны клиентов и государственных структур, терпят убытки или приостанавливают свою деятельность. Чуткое реагирование на запросы клиентов и отрасли позволит FM-операторам обрести конкурентное преимущество перед другими управляющими компаниями. Источник: Российский строительный комплекс |