Телефон +7 (495)900-10-90
E-mail site.cnt@zeppelinpm.ru
Адрес 115035, Москва,
Садовническая улица, д. 41, стр. 2 карта

26.10.2020 Андрей Кротков рассказал про ценовую политику и увеличение расходов на рынке УК

По оценкам Knight Frank, в некоторых зданиях соблюдение новых правил Роспотребнадзора требует финансирования в объеме 1 млн руб. и более в месяц. Впрочем, затраты даже на привычную уборку  и обеспечение средствами индивидуальной защиты на всех объектах выросли как минимум на 15–40%. Однако клиенты за все это не только не готовы доплачивать, но и продолжают сокращать бюджеты.

За последние несколько месяцев затраты FM-операторов выросли в среднем на 30%, подсчитывает Андрей Кротков, генеральный директор и партнер управляющей компании Zeppelin. В клининговых службах УК такое увеличение прежде всего коснулось поддерживающей уборки и проведения санитарной обработки помещений. В связи с обострившейся эпидемиологической обстановкой особое внимание стало уделяться уборке и дезинфекции контактных поверхностей, поясняет эксперт: перил, ручек, дверей и других поверхностей. Существенные расходы УК вынуждены нести и на исполнение мероприятий, определенных противоэпидемическими указами мэра Москвы и распоряжениями РПН – тестирование персонала, средства индивидуальной защиты для сотрудников плюс создание их многодневных запасов, дополнительный инвентарь, дополнительное администрирование всех технологических процессов и их фиксирование на видео и в журналах  и т. д. «В зависимости от типа и сложности объекта мы увеличили свои затраты на дезинфекцию от 15 до 40 процентов, – в свою очередь делится Андрей Брауде, директор управляющей компании RED. – Подчеркнем, что мы идем на это осознанно – нам важно, чтобы и наши резиденты, и наши клиенты чувствовали себя комфортно. Конечно, все зависит от площади объекта: больше площадь – выше затраты. В нашем управлении, например, 40% объектов класса “А”, а именно – большие бизнес-центры с огромной проходимостью, и затраты на их обслуживание сильно увеличились. На каждом этаже мы установили санитайзеры, сотрудники каждый час обрабатывают поверхности, следят за соблюдением социальной дистанции».

Помимо затрат на клининг и СИЗ, выросли затраты на дезинфекцию систем вентиляции  и кондиционирования, добавились новые регулярные функции уборки (например, повышенная дезинфекция в лифтовых кабинах), перечисляет Андрей Филиппов, руководитель направления технического обслуживания и эксплуатации департамента  управления недвижимостью Colliers International. При этом, например, в складском сегменте стоимость на  услуги  практически не изменилась, поскольку количество сотрудников здесь минимально, и затраты на проведение работ по дезинфекции остались практически на том же уровне, указывает Андрей Кротков. Что же  касается офисов, то они с марта так и не вернулись к прежнему режиму работы, а увеличение затрат на проведение дезинфицирующих мероприятий нивелировалось сокращением объемов  работ. В свою очередь, затраты на обслуживание моллов существенно выросли. По словам г-на Кроткова, это связано со снятием ограничений посещаемости и внушительным списком требований к постоянной санитарной обработке помещений.

Дефицитные опции

При этом мало у кого из клиентов сегодня есть возможность платить по-прежнему, вздыхает Андрей Кротков. Более того, заказчики не готовы брать на себя даже те дополнительные расходы FM-операторов, которые возникают во исполнение противоэпидемических указов властей и РПН. В итоге управляющие компании изыскивают резервы с тем, чтобы максимально оптимизировать возросшие затраты, связанные не только с проведением дезинфицирующих мероприятий, но и в ходе текущего планового обслуживания объектов. Затраты, связанные с дезинфекцией  и  изменением  частоты  уборки,  с каждым заказчиком обсуждаются индивидуально, указывает Борис Мезенцев, операционный  директор компании  MD Facility Management.  «Определяется объем работ, который необходимо выполнять дополнительно, формируется стоимость этих работ, далее принимается решение либо о выставлении счетов на дополнительные услуги, либо, что происходит чаще, – заказчики и провайдеры услуг договариваются об изменении наполнения контракта при сохранении его цены неизменной,– поясняет эксперт. – Меняются графики работы, по-другому расставляются приоритеты, и это позволяет, с одной стороны, учесть новые требования, связанные с эпидемиологической ситуацией, с другой – сохранить согласованную ранее стоимость услуг. Большинство компаний также развили и усилили компетенцию, связанную с услугой по дезинфекции помещений. Сейчас услуга предлагается не только действующим заказчикам, но и физическим лицам».

На бюджеты влиял и дефицит защитных и дезинфицирующих средств. По словам Андрея Филиппова, в начале пандемии их просто не было ни у кого из поставщиков. В целом на рынке существенно вырос  спрос на дезинфекторы, тепловизоры. Огромный дефицит весной с некоторыми средствами привел к резкому росту цен, но сейчас ситуация уже нормализовалась», – указывает Борис Мезенцев. Сегодня же главный дефицит для УК –  персонал. «Это связано с несколькими факторами: границы закрыты, и многие граждане сопредельных государств, которые работали в России, уехали домой и не могут вернуться, – перечисляет Борис Мезенцев. – Далее – резкий рост потребности в персонале со стороны различных служб доставки. Затем – ослабление курса рубля и снижение привлекательности российского рынка труда для иностранных граждан. Как результат – растет уровень заработной платы  производственного    персонала, и мы вынуждены выходить к  заказчику на переговоры: либо о сокращении численности персонала,  задействованного в оказании услуг, либо об индексации стоимости контрактов».

Аналогичная ситуация, по словам Андрея Кроткова, на рынке и с работающими пенсионерами – вот уже более полугода УК не имеют возможности использовать этот кадровый ресурс. «Решить кадровый вопрос нам удалось следующим способом: мы запустили проект RED. Технология, – делится Андрей Брауде. – Почти в каждой среднестатистической российской компании 50% своего ресурса сотрудники тратят неэффективно. Мы называем это “потерями”. В любом коллективе присутствуют “потери”, связанные с человеческим фактором. Вы можете поставить хоть десять человек, которые должны контролировать соблюдение социальной дистанции, но будет ли это эффективно? В общем, нами разработаны 180 ключевых показателей, которые побуждают персонал объекта делать то, что необходимо и важно на текущий период. Мало того, оценить эффективность  работы  можно  с помощью специальной программы, что мы и практикуем».

В итоге на стоимость услуг УК влияют два фактора: рост затрат, связанных с оказанием услуги, и потребность в снижении стоимости услуг, связанная с ухудшением экономической  ситуации у большинства заказчиков, резюмирует Борис Мезенцев. «В этой ситуации, по нашим оценкам, стоимость оказания услуги не изменится либо даже будет снижаться, все-таки основным драйвером является потребность заказчиков в оптимизации собственных затрат,– отмечает эксперт. – Важно понимать и то, что это снижение будет происходить в ущерб качеству оказываемых услуг».

Источник: Property Guide, №2

^ Наверх
Подписывайтесь на канал Управляющей компании Zeppelin в Telegram!