02.04.2018 Коммуникации в сфере профессионального клинингаB2B Journal запускает серию материалов о маркетинговых и PR-коммуникациях B2B-компаний из разных сфер. Первый материал посвящен коммуникационным возможностям производителей и поставщиков товаров для профессиональной уборки. Клининг в последние годы в России становится одной из самых прогрессивных сфер бизнеса. Технологические решения, предлагаемые производителями уборочного инвентаря, меняют представления о современной уборке. О том, как ведет себя ЦА производителей товаров для клининга и как продвигают свою продукцию сами производители, и пойдет речь далее. Чтобы получить информацию из первых рук, мы обратились непосредственно к потребителям продукции для профессиональной уборки – в отделы закупок клининговых компаний и в фасилити-компании, управляющие объектами коммерческой недвижимости. Последних мы выбрали в качестве примера – как один из сегментов, в которых работают клининговые компании. Информацией с нами любезно поделились представители клининговых компаний CleanCheap (Москва), BG Clean (Нижний Новгород), «Чистые терем» (Москва), Cristanval (Москва), АБН-Клининг (Новосибирск) и «Арома-Клининг» (Санкт-Петербург), а также компании, управляющие объектами коммерческой недвижимости, City&Malls PFM, SVN Eastward Property Management, Zeppelin и ТЦ «Солнечный», входящий в группу «НДВ». Каналы получения информацииПервое, что нам было интересно, откуда B2B-аудитория в сегменте клининга получает информацию об уборочном инвентаре, расходных материалах для клининга, производителях, новинках и т.д. Источников информации оказалось довольно много. Основным источником информации представители всех клининговых компаний назвали сарафанное радио – больше всего доверяют именно отзывам и рекомендациям коллег. Руководитель клининговой компании CleanCheap Станислав Чепижко отметил, что поставщики сами дают о себе знать, в том числе о своих продуктах и новинках, которые они экспортируют. Руководитель отдела производства и закупок компании «Арома-Клининг» Анна Шпунюк отмечает каталоги с описанием продукции. На лицо – хорошая работа отделов маркетинга и продаж. Генеральный директор компании «Чистый терем» Вениамин Молдавский обратил внимание на обучающие семинары поставщиков/производителей и информационные e-mail-рассылки. «На общую почту поступает рассылка от партнеров о новинках продукции, предстоящих конференциях и семинарах», - подтвердил и руководитель новосибирской компании АБН-Клининг Бронислав Фрончек. Крупнейшие в отрасли специализированные выставки CleanExpo в Москве и Interclean в Амстердаме по-прежнему остается для многих одним из основных источников информации о клининговой продукции, поставщиках и производителях. «Топ-менеджмент компании, сотрудники отдела снабжения и логистики, менеджеры объектов и отдела продаж, руководители производственных подразделений компании Cristanval каждый год посещают клининговые мероприятия в числе которых ежегодные международные выставки в Москве и Санкт-Петербурге CleanExpo, клининговая выставка Interclean в Амстердаме, обучающие тренинги наших поставщиков уборочного оборудования и моющих средств», - говорит специалист по связям с общественностью клининговой компании Cristanval Елена Малинина. А что же СМИ? В качестве источников получения информации называют интернет-ресурсы – отзывы и обсуждения на форумах, online-издания cleannow.ru, www.profuborka.ru, infoclean.su, uborka.su. Хотя многие отмечают, что не часто специально посещают эти сайта, а обычно просто ищут информацию в поисковых системах и так находят материалы на интересующие их темы, размещенные на этих ресурсах. Из отраслевых печатных журналов были названы единственный оставшийся в России журнал Cleaning и европейский Europen Cleaning Journal. Посещают ли представители клининговых компаний сайты производителей и поставщиков? Только в том случае, если на них ведут поисковые системы. Поэтому производителям клининговых товаров самое время задуматься о тематических блогах на своих сайтах. Аналогичная ситуация и с фасилити-операторами, управляющими объектами коммерческой недвижимости, где клининг в основном на аутсорсе. «При выборе расходных материалов и уборочного оборудования мы используем личный опыт, полученный на практике, а также посещаем различные семинары и презентации, связанные с передовыми технологиями в сфере уборки», - говорит операционный директор City&Malls PFM Вадим Казберов. «СМИ о клининге в России очень мало, и все их знают. Из основных — Infoclean.su, Cleannow.ru. Информацию получаем либо оттуда, либо из презентаций самих производителей. Также посещаем главное, на наш взгляд, мероприятие отрасли — выставку CleanExpo», - отметила Надежда Кузнецова, специалист по связям с общественностью компании SVN Eastward Property Management. Руководитель департамента клининга компании Zeppelin Юлия Малевич также отмечает специализированные выставки Clean Expo, семинары и обучающие мероприятия поставщиков, журнал Cleaning и интернет-издание infoclean.su. «Клининговая компания проводит презентации ведущих производителей профессиональных моющих средств, инвентаря, расходных материалов и уборочной техники. Менеджеры по клинингу получают необходимую информацию и тестируют продукцию. Также компания выпускает собственную газету, где рассказывает о новинках в сфере клининга», - говорит Елена Орлова, управляющий ТЦ «Солнечный». Факторы «за» и «против»Фасилити-операторы и клининговые службы объектов коммерческой недвижимости при выборе уборочного инвентаря и расходных материалов в основном полагаются на опыт и профессионализм клининговых компаний и их рекомендации. «Имидж бренда особой роли не играет, поскольку только служба клининга видит, чем она моет», - говорит Елена Орлова. «При закупке инвентаря и моющих средств руководствуемся в первую очередь критерием качества, ведь от этого зависит, насколько комфортные условия мы можем создать для наших клиентов», - говорит Вадим Казберов. Хотя порой они и сами дают рекомендации аутсорсорсерам, какой продукцией пользоваться при уборке их объектов. И здесь помимо качества и стоимости продукции есть и другие факторы, влияющие на выбор. «Все крупные производители поставляют примерно одинаковую по качеству. Переплачивать приходится, как правило, за дизайн и бренд. Но должна отметить, что в топовых бизнес-центрах класса А и комфортабельных гостиницах цена может отходить на второй план», - уточняет Надежда Кузнецова. Юлия Малевич также отмечает клиентский сервис и условия поставки: «При большой закупке немаловажным фактором при выборе поставщика средств, инвентаря и расходных материалов являются возможность предоставления отсрочки платежа, возможность дробления заказа на фиксированные объемы и доставки по объектам нашей компании, а также наличие у поставщика технолога для проведения обучения и консультаций». Клининговые компании при выборе товаров для клининга руководствуются преимущественно соотношением цены и качества. В компании Cristanval решение о закупке принимает тендерный комитет, а сам процесс выбора поставщика довольно серьезный: «Руководитель отдела снабжения и логистики предоставляет информацию в виде сравнительных таблиц по стоимости и качеству товара, предварительно протестированного на действующих объектах, далее тендерный комитет сверяет данные и руководитель снабжения и тендерный комитет проводят переговоры с потенциальным поставщиком», - рассказывает Елена Малинина. Важны также факторы надежности производителя/поставщика и клиентский сервис. «Предпочтение отдадим компании с высоким уровнем сервисного обслуживания. Окончательное решение принимает руководитель», - говорит Ирина Бугрова, руководитель направления в клининговой компании BG Clean. «Важными факторами при выборе поставщика являются не столько имя бренда, как его «юзабилити». Хотя некоторые клиенты настаивают на использовании конкретных брендов для уборки их помещений», - говорит Бронислав Фрончек. При этом в АБН-Клининг делают ставку на эффективность, поэтому вкомпании стараются выбирать качественные товары, отдавая предпочтение немецким и итальянским брендам. Среди отталкивающих факторов при выборе товаров для клининга представители клининговых компаний называют ненадежность поставщиков и производителей, которые не могут гарантировать стабильность поставок продукции. В таких случаях приходится в авральном режиме их на что-то срочно менять в ущерб бюджету компании исполнителя, отмечают в CleanCheap. Такого же мнения придерживаются в компании Cristanval. Среди других факторов представители клининговых компаний отмечают отсутствие возможности протестировать продукт до закупки и плохой клиентский сервис и техническое обслуживание. Особенно, если речь идет о дорогостоящем оборудовании. Задачи клиентов прежде всегоКак же производителям и поставщикам продвигать свои товары в таких условиях? Сегодня перед клининговыми компаниями стоят серьезные задачи, которые производители и поставщики в состоянии помочь им решать, учитывая их при выстраивании своих маркетинговых и PR-коммуникаций. Итак, для клининговых компаний помимо качества и стоимости продукта важны налаженная система поставок, хороший клиентский сервис, техническое обслуживание, оптимизация процессов уборки, стандартизация различных видов услуг, обучение персонала, борьба с демпингом, из-за которого снижается качество уборки, получение своевременной информации об инновациях, репутационная работа с клиентами, получившими негативный опыт от сотрудничества с другими клининговыми компаниями. Аналогичные проблемы стоят и перед объектами коммерческой недвижимости и управляющими ими фасилити-операторами: отсутствие у клинеров навыков работы с современным оборудованием, неумение использовать моющие и чистящие средства для разных поверхностей, негативный опыт работы с клининговыми компаниями (демпинг дает о себе знать), необходимость поиска более эффективных решений для уборки. И с этим поставщики и производители тоже могут успешно работать. Коммуникации производителей и поставщиковМы проанализировали, что именно делают сегодня производители и поставщики товаров для клининга в направлении маркетинговых и PR-коммуникаций. Прежде всего, отмечаем общую ограниченность работы в области media relations. Активно работают со СМИ только несколько компаний, которые при этом являются лидерами в своих сегментах. Практически не освещаются темы, интересующие представителей клининговых компаний. Среди инструментов коммуникаций, которые наиболее часто используют производители, можно выделить следующие:
В очень ограниченном объеме используются или вообще не используются:
и многое другое. Насколько хорошо в индустрии клининга работают отделы продаж и отделы рекламы поставщиков и производителей, настолько слабо пока выстроена работа отделов коммуникаций, которые в действительности обладают обширной базой для управления B2B-коммуникациями. Это подтверждают, как объемы нерешенных задач клиентов в отрасли, так и неиспользованные возможности компаний-производителей и поставщиков. А возможностей для коммуникации, как видно, достаточно. Если у вас качественная продукция, в которой вы уверены, коммуницируйте свои преимущества и возможности всеми доступными способами. Профессиональная аудитория открыта к получению информации через самые разные каналы коммуникаций и заинтересована в сотрудничестве с производителями и поставщиками. Источник: B2B-Journal.ru |