19.12.2022 Оптимизация и рост себестоимости FM-услуг: Андрей Кротков рассказал об итогах года на CRE X-mas15 декабря 2022 года в Москве прошло CRE X-mas — традиционное отраслевое мероприятие, завершающее деловой сезон на рынке недвижимости. Андрей Кротков, генеральный директор и совладелец Управляющей компании Zeppelin, вместе с экспертами FM-отрасли обсудили, что произошло на рынке управления недвижимостью в 2022 году, подвели итоги в FM-сегменте и определили ключевые тренды на следующий год. В сессии «Управление: подводим итоги года в сегменте» каждый из участников рассказал о том, как его компания пережила год, поделился своими опытом, аналитикой и достижениями. «2022 год продолжил демонстрировать востребованность FM-услуг среди собственников и девелоперов. В Zeppelin поступали запросы на обслуживание всех типов недвижимости, включая склады, торговлю, офисный сегмент, — поделился генеральный директор и совладелец Zeppelin Андрей Кротков. — Остается высоким спрос от заказчиков на предэксплуатацию объектов. Предэксплуатация и FM-аудит для УК — это хорошая возможность заполучить клиента на дальнейшее расширение контракта». В 2022 году компания продолжила расширять портфолио новыми площадями. Конечно, не обошлось без потерь, но завершившихся контрактов значительно меньше, чем новых клиентов. «Несмотря на то, что у нас один из самых диверсифицированных портфелей, запрос у всех заказчиков один и тот же — оптимизация любой ценой! При этом у собственников и арендаторов нисходящий тренд на оптимизацию, а у УК — восходящий на рост себестоимости», — отметил Андрей Кротков. Хотя управляющим компаниям на 90% удалось найти замену ушедшим производителям оборудования и запасных частей, цены на услуги FM-операторов стабильно растут. «Наша экспертиза показала, что фонд оплаты труда увеличился от 30 до 50%, стоимость как оборудования для технического обслуживания, так и для клининга — на 30%, расходников и запасных частей — 50%, а химии и моющих средств для санитарных зон — 35%. Поэтому сейчас настало время долгосрочных контрактов с индексацией. Но при этом не нужно забывать о клиентоориентированности и идти навстречу заказчику», — заключил генеральный директор и совладелец Zeppelin Андрей Кротков. Источник: Office News |