Телефон +7 (495) 900-10-90
E-mail site.cnt@zeppelinpm.ru
Адрес 115035, Москва,
Садовническая улица, д. 41, стр. 2 карта

27.04.2017 Торговые центры укрепляют оборону

Суровые реалии современного миропорядка вынуждают уделять вопросам обеспечения безопасности все больше внимания. К сожалению, к уже вполне обыденным опасностям пребывания в местах массового скопления людей добавляются новый фактор риска в виде террористических угроз. Именно поэтому сейчас собственники и управляющие компании торговых центров вынуждены выстраивать вокруг них все новые кольца "обороны".

Укрепление торговых крепостей

Любой торговый объект является не только местом сосредоточения бизнес-процессов, но и площадкой, где практически постоянно находится большое количество людей. Такой формат работы изначально предполагает высокий уровень внимания к вопросам обеспечения безопасности сотрудников и посетителей объекта. Однако сейчас, принимая во внимание новые политические факторы, в которых пребывает сегодняшнее общество, а также, учитывая последние печальные события в России и странах Европы, поддержка безопасности становится критически важным вопросом управления торговыми комплексами. Именно поэтому сегодня принимаются соответствующие законодательные нормы, усовершенствуются и внедряются новые технологии и увеличиваются расходы на безопасность в целом.

С марта 2015 года на федеральном уровне были установлены требования по безопасности объектов массового скопления людей, к которым относятся в том числе и ТЦ. Данные требования создали возможность разделить объекты на категории опасности, очертить конкретные меры и принципы работы в них. Категория объекта определяет, в том числе и параметры того, какое суммарное количество людей может находиться в торговом объекте одномоментно. Чем выше категория здания, тем более строгие требования предъявляются в отношении оборудования объекта и его режима безопасности. Законодательные меры регулируют все, вплоть до путей подъезда к объекту, типа дверей и так далее. При возникновении чрезвычайных ситуаций в торговом комплексе должны реагировать все службы в совокупности. Это охрана, которая открывает пути к эвакуации, оповещает людей и руководит процессом, а также администрация ТЦ, которая должна обеспечить все меры по соблюдению безопасности в объекте и взаимодействовать с местными органами безопасности. Все стороны несут ответственность за жизнь и здоровье людей, находящихся в здании.

Дмитрий Гришин, генеральный директор IQ Security (структуры RD Management), замечает, что принятое в 2015 году постановление как локомотив "тянет" остальные подзаконные акты о деятельности охранных предприятий, и степень ответственности охраны растет. "Только с 2014 года в закон об охране шесть раз вносились поправки, и все они ужесточают работу служб безопасности.  Сегодня в зависимости от степени нарушения администрация и служба безопасности ТЦ несут административную или уголовную ответственность за чрезвычайные ситуации или нарушения в ТЦ", - заключил Гришин.

Существуют и локальные особенности в рассматриваемой законодательной сфере. Так, исходя их концепции безопасности Москвы, внедренной Постановлением Правительства Москвы № 654-ПП от 22 августа 2000 года, предполагается ежегодное выделение не менее 5,5 млн рублей на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разделу "Безопасность населения". При этом сейчас рост соответствующих расходов увеличился еще сильнее.

Управляющий директор компании Knight Frank PM Дмитрий Атопшев говорит о том, что, торговый центр является местом массового пребывания людей и подпадает под требование обязательной разработки паспорта безопасности. "Существует принятая на законодательном уровне методика разработки данного документа. При этом документа, четко регламентирующего порядок организации режима безопасности, например, аналогичного с регламентом или правилами пожарной безопасности, пока не принято. Тем не менее существует негласно принятый стандарт, который, как правило, реализуется в большинстве торговых центрах - это наличие физической охраны объекта, система видеонаблюдения, система охранной сигнализации и контроля доступа", - отметил специалист.

Линии защиты

В целом в состав службы безопасности можно разделить на три части. Первая - это внутренняя служба, курирующая разработку регламентов безопасности, организацию внутриобъектового режима контроля движения ТМЦ и допуска сотрудников на объект. Вторая часть - это физическая охрана объекта. В большинстве случаев она обеспечивается привлекаемой охранной организацией, поддерживающей контроль периметра объекта, пропускной режим, соблюдение внутренних правил здания и правопорядок. Третья часть - это вневедомственная охрана, а точнее вооруженные сотрудники полиции, прибывающие на объект по тревоге и обладающие более широкими полномочиями.

В зависимости от размера торгового центра уровень обеспечения безопасности, несомненно, будет меняться. Чем крупнее торговый комплекс, тем более высокого уровня должна быть система безопасности. Количество сотрудников службы безопасности и видов технических средств также должно быть увеличено, это требование относится не только к общим площадям торгового центра, но и к многоуровневой внутренней парковке, прилегающему паркингу большой площади. К особым мерам СБ крупных объектов сегодня можно отнести увеличение числа видеокамер наблюдения на паркингах и в торговых зонах, установку шлагбаумов и организацию въезда на территорию торгового центра (как на открытую, так и на закрытую парковку) по карточкам. Также к повышенным мерам относится проведение досмотра багажников въезжающих автомобилей, установка рамок металлоискателей на входах в ТЦ, тщательная поверка эвакуационных выходов, установка дополнительных тревожных кнопок в торговых помещениях арендаторов и в местах общего пользования.

Кроме размера объекта немаловажную роль играет количество входных групп, соседство, с рынками, вокзалами и особо охраняемыми объектами. Указанные факторы влияют на количество сотрудников безопасности и используемые технические средства. Подготовка охранников, находящихся на входных группах с большим трафиком или нестандартным, сложным соседством должна быть выше, чем, например, в бизнес-центре. Такой охранник должен обладать внушительным видом и способностью убеждать людей выполнять требования контроля, и в некоторых случаях быть способным к активным действиям при возникновении ситуаций угрожающих безопасности людей. На объекте со сложным соседством, сотрудникам охраны приходится ежедневно подтверждать свою квалификацию, чего, например, не требуется в проектах, находящихся обособленно, которые посещают только целевые потребители. Все это приводит к тому, что повышается ответственность всех сотрудников. Сегодня наличие "фольклорных" спящих охранников в ТЦ просто недопустимо.

Однако при всех усилениях мер безопасности делать это необходимо как можно более незаметно для глаз обывателей. Наличие большого количества охраны со спецсредствами на виду не всегда является правильным решением.  Если в некоторых регионах страны подобные меры являются необходимыми, то в столице периодические массовые обходы территории ТЦ с собаками и техническими устройствами настораживают посетителей и вызывают дополнительную тревогу. В большинстве случаев такие действия не помогают увеличить времени нахождения покупателей в ТЦ. Поэтому УК и службе охраны тоже необходимо найти баланс между обеспечением безопасности и привлекательностью объекта, что проявляется и в корректности и незаметности работы охраны.

По словам Вероники Конкиной, руководителя по управлению рисками и внутреннему контролю недвижимости компании Malltech, в современных условиях администрация ТРЦ и все группы сотрудников: инженерные службы, персонал, охрана - в полной мере отвечают за безопасность на объекте. "Если сотрудник видит подозрительный предмет или правонарушителя, он должен сообщить охране. Важно, чтобы весь персонал ТРЦ был в одном информационном поле и обладал всеми необходимыми данными, знал процедуры и регламенты, тогда реакция на проблему будет оперативной и вопрос будет эффективно разрешен. Это касается всех направлений - от чистоты в здании до различных вопросов безопасности", - заявила Конкина.

Цена спокойствия

Очевиден тот факт, что чем масштабнее торговый центр, тем больше финансовых и временных затрат требуется на обеспечение его безопасности. При этом эффективная деятельность СБ строится на оперативном сборе информации и обмене ею между службами ТЦ.

Семен Юрченко, руководитель отдела управления недвижимостью Cushman & Wakefield, указывает на то, что в среднем доля расходов на охрану, которая включает в себя полный комплекс мероприятий по обеспечению системы безопасности ТЦ, составляет от 6 до 8,5 % от общей суммы затрат на содержание ТЦ.

Дмитрий Атопшев уточняет, что общие затраты на обеспечение безопасности ТЦ могут составлять порядка 20% от эксплуатационных расходов.

По словам Сергея Гурова, руководителя отдела управления торговой недвижимостью компании JLL, стоимость услуг ЧОП зависит от профессионального уровня охранной компании и задач, которые перед ней стоят. "Стоимость одного часа работы сотрудника поста охраны в среднем составляет 140 рублей без НДС. Классическая схема работы охраны - сутки через трое.  На сокращение числа специалистов влияет грамотная организация видеонаблюдения, автоматизация контролирующих процессов (СКУД, сигнализация).   Система видеонаблюдения - основной инструмент в работе ЧОП. На объекте площадью 50 тыс. кв. м затраты на оснащение объекта 150 камерами составляют около 5 млн рублей.  Стоимость системы контроля управления доступом зависит от структуры объекта. Она не менее важна, чем видеонаблюдение, при этом и дешевле, что позволяет оптимизировать затраты", - подчеркнул Гуров. 

В ногу со временем

Увеличение расходов на безопасность, а также необходимость создавать новые уровни защиты объектов все интенсивнее стимулирует развитие технологий в этой сфере. В последнее время на рынке появляются все новые системы, которые сразу берутся на вооружение СБ. К ним относятся пункты связи "Гражданин-полиция", что является просьбой-рекомендацией МВД. Пункт связи ставится с ТЦ в ключевой зоне трафика посетителей, при этом решение об установке остается на усмотрение собственника. Также по просьбе министерства повсеместно внедряется система распознавания автомобильных номеров. Кроме того, происходит интеграция видеонаблюдения в систему наблюдения МИД. Веб-камеры активно устанавливаются в ключевых зонах панорамного обзора. В целом растет качество камер и профильного программного обеспечения.

По словам Андрея Кроткова, генерального директора и партнера УК Zeppelin, ключевой технической новинкой последних лет, которая получает все большее распространение, стали инновационные методы интеллектуальной видеоаналитики, предполагающие применение различных детекторов. "Это датчики движения, детекторы оставленных и исчезнувших предметов, контролирующие наличие конкретного объекта в кадре видеокамеры, датчики, помогающие определить и идентифицировать лицо человека. Применение их пока не повсеместное, но, тем не менее, они существенно повышают эффективность службы охраны и позволяют сократить расходы на персонал", - отметил Кротков.

Директор отдела управления недвижимость CBRE в России Дмитрий Свешников указывает на то, что в местах большого скопления людей сегодня применяются сканирующие устройства - например, сканеры безопасности Safety System. Это оборудование, которое позволяет ускорить процесс досмотра большого количества людей. "Современные технологии эффективно используются и на парковках. Для этого применяется, в том числе, оборудование по мониторингу свободных мест и платежные системы", - добавил Свешников.

Получают более широкое распространение и системы распознавания лиц, системы контроля оставленных предметов в зоне действия камер, металлодетекторы выполненные по аналогии с противокражными стойками. Такие устройства незначительно заужают проход и выглядят более эстетично, нежели чем классический арочный металлодетектор. Хотя эффективность данных устройств в сравнении с классическими арочными металлодетекторами ниже. Более доступными стали и мобильные детекторы взрывчатых веществ стоимостью от 400 тыс. рублей.

В итоге стоит сказать, что безопасность всегда была тем, на чем нельзя экономить деньги или внимание. Раньше собственник торгового объекта мог позволить себе урезать или растянуть инвестиции в охрану и другие аспекты управления объектом, особенно на начальной стадии работы, пока трафик только набирает обороты. Это объяснялось желанием оптимизировать расходы на содержание здания. Однако если в случае с задержкой подключения обычного оборудования, речь может идти о временной неработоспособности объекта, то в случае с обеспечением безопасности на кон ставятся благосостояние посетителей или даже жизни. Потому это та сфера, где экономить сегодня нельзя. Тем более если торговый центр расположен в регионе или городе с повышенными рисками.

Сергей Михайлов

Источник: Arendator.ru

← Вернуться назад

^ Наверх
Подписывайтесь на канал Управляющей компании Zeppelin в Telegram!