08.08.2016 Андрей Филатов, Региональный директор Zeppelin о том, почему не стоит дробить FM-контрактыВ последнее время на российском рынке региональной коммерческой недвижимости наметился тренд дробления FM-контрактов. Собственники зданий проводят тендер не на комплексное обслуживание, а пытаются разбить инженерные системы здания на несколько лотов и по каждой системе проводят отдельные тендеры. Обосновывают они это тем, что при таком подходе состав затрат получается оптимальный. Я не думаю, что это на самом деле приводит к оптимизации затрат, скорее, наоборот, это увеличивает затраты. Что же происходит в реальности? Объясню на примере конкретного центра пошагово. Вся инженерия объекта дробится по системам, то есть выставляются 4 лота по одному крупному ТЦ: механические системы, электрические системы, слаботочные системы объекта и, как правило, общестроительные работы выносятся отдельным лотом. Затем проводится тендер. Один лот отдается одному FM-оператору. Получается 3-4 победителя. Затем они приступают к своей работе. И здесь начинается самое интересное, ведь эти компании – победители тендеров – по сути, конкуренты. В западных компаниях уже на данный момент достаточно развита система сервисного обслуживания, а не комплексного. То есть обслуживания по системам. И на Западе очень много сервисных компаний, узкопрофильных, которые, к примеру, обслуживают исключительно системы вентиляции и кондиционирования или только электрические системы. У нас на рынке такой системы еще не сложилось. Поэтому в тендерах, как правило, участвуют крупные FM-операторы, которые в состоянии обслуживать весь объект, все системы полностью. В итоге не очень понятно, ради чего это делается. Ведь и обслуживание большинства систем требует комплексного участия всех исполнителей работ. А договориться у нас, в России, если ты работаешь на одном объекте с компанией-конкурентом, практически нереально, потом что у каждой компании – свой регламент работ. И кто выигрывает в итоге от дробления контрактов и раздачи работы на одном объекте в разные руки – непонятно. Более того, если посмотреть на рынок узкоспециализированных компаний, которые представлены в достаточном количестве на Западе, то у нас он более или менее сложился только в части обслуживания грузоподъемных механизмов, то есть лифтов, эскалаторов, травалаторов и т.д. В России рынок узкоспециализированных услуг еще только начинает формироваться, но складывается он не по Западной схеме, а трансформируется в российских реалиях, в совершенно иной плоскости. Источник: CRE Radio |