Телефон +7 (495) 900-10-90
E-mail site.cnt@zeppelinpm.ru
Адрес 115035, Москва,
Садовническая улица, д. 41, стр. 2 карта

07.06.2016 Сложности регионального FM стали центром внимания семинара «Управление коммерческой недвижимостью»

3 июня Региональный директор Zeppelin Андрей Филатов принял участие в качестве ведущего спикера второго дня образовательного проекта «Управление коммерческой недвижимостью», организованного Российским фондом образовательных программ «Экономика и управление». Участниками и инициаторами мероприятия стали региональные представители застройщиков, девелоперов, владельцев коммерческой недвижимости и управляющих компаний, специализирующихся на услугах в сфере facility & property management. Наибольший интерес к встрече проявили делегаты Уральского, Сибирского, Приволжского федеральных округов.

«Мы целенаправленно сделали акцент на привлечении участников из регионов, так как в Москве и Санкт-Петербурге сфера FM-услуг более или менее утвердилась и заняла свою нишу на рынке. А вот в регионах специалистам приходится снова и снова настаивать на том, что качественный property & facility management – дело непростое, и доверить его выгоднее и надежнее – профессиональным операторам. Рассказать о ведущих трендах в области facility management мы попросили компанию Zeppelin, так как эта компания является одним из лидеров рынка, обладает большим опытом управления, в том числе и опытом запуска FM-бизнеса в регионах», - говорит Марина Шаповал, аналитик, эксперт ТПП, модератор и руководитель проекта. Образовательная инициатива прошла в формате оживленных дискуссий и практически персональной работы с каждым участником. Андрей Филатов поделился с гостями примерами качественного и некачественного FM-управления, «болевых точек» коммуникации управляющей компании и собственника региональной недвижимости, основных ошибок владельцев коммерческих площадей.

Особое внимание уделили вопросам тренда последнего времени – дробления FM-контрактов. Все чаще собственники зданий стараются привлечь на обслуживание объектовой инженерии несколько эксплуатирующих компаний, делят инженерные системы на различные лоты и по каждому из них проводят отдельные тендеры. Эта практика берет свое начало в России с представительств западных компаний, которые ориентируются на чуть ли не вековой западный же опыт. Там рынок узкоспециализированных компаний, сосредоточенных на обслуживании оборудования в рамках одной системы, уже прошёл все этапы своего развития и сложился, есть достаточно высокая конкуренция и на обслуживание любой из инженерных систем или даже очень специфичного оборудования найдется немало профессиональных кандидатов. Но вот механическое проецирование этой методологии на отечественный рынок проходит не так гладко, как им хотелось бы.

К примеру, более или менее сформировавшимся из специализированных можно назвать рынок услуг по обслуживанию грузоподъемного оборудования (лифты, эскалаторы, траволаторы, и т.п.). «Но попробуйте, например, в городе Краснодар найти поставщика по обслуживанию лифтов и эскалаторов марки ОTIS, кроме самой компании ОTIS, - отмечает Андрей Филатов. - Вряд ли получится. Даже в Москве попробуйте на объект, расположенной в ЮЗАО, из десятков претендентов по обслуживанию все того же грузоподъемного оборудования выбрать именно ту компанию, которую вы определили победителем по итогам проведенного тендера. Если получилось, то большая удача. Гораздо чаще вы рискуете получить подобный ответ: «К сожалению, мы работаем только в ВАО, в ЮЗАО работают другие компании». Возможно, вам даже назовут компании, которые работают именно в этом административном округе Москвы, но их список будет куда скуднее».

Распространено мнение, что это помогает в оптимизации расходов на обслуживание инженерных систем. Однако, по мнению Андрея Филатова, минусов в дроблении заказов все же больше, и они существенные.

Тем не менее, заказчиков в такой дробленой модели привлекают минимизация стоимости обслуживания по конкретной статье, высокопрофессиональный персонал, возможность быстрой замены проблемного оборудования, его быстрого и качественного диагностирования и восстановления с меньшими финансовыми потерями, нежели замена. «Однако, вопрос минимизации стоимости при обслуживании узкоспециализированным субподрядчиком я бы поставил под сомнение. Ведь FM-оператор за счёт своего колоссального объёма обслуживаемых площадей и богатого выбора субподрядчиков имеет гораздо больший финансовый потенциал, или, иными словами, может продавать клиенту услугу, которую сам приобрёл по оптовой (закупочной) цене», - добавляет Андрей.

В то же время, при дроблении услуг Заказчик сталкивается с большим количеством финансовой и отчетной документации, необходимостью выделения административных помещений под каждого подрядчика, что грозит не только снижением оперативности реакции на потребности собственника и арендаторов, но и существенным ростом накладных расходов.

«Российская бизнес-среда только начинает насыщаться компаниями, специализирующимися на профессиональном комплексном управлении и обслуживании коммерческой недвижимостью, - резюмирует Андрей Филатов. - И если федеральные операторы уже готовы предлагать высококлассные FM-услуги не только в центре, то региональный рынок facility-сервисов еще находится в начальной стадии своего формирования. Говоря откровенно – за пределами Москвы и Санкт Петербурга ещё попросту нет местных мультисервисных FM-операторов. Конечно, естественная эволюция рынка и рост конкуренции, а главное - непростая экономическая ситуация последних лет выливаются в естественный отбор компаний, предлагающих facility услуги в регионах. Однако должно пройти ещё немало времени, прежде чем они обзаведутся достойным портфолио, необходимым набором лицензий и оборудования, страховкой профессиональной ответственности на несколько сотен миллионов рублей. Только после этого возможно будет говорить о постепенном переходе от комплексного обслуживания инженерных систем по схеме «в одни руки» и привлечении узкопрофильных компаний, сосредоточенных на обслуживании конкретного оборудования в рамках одной системы. Иными словами, такой сценарий справедлив только в условиях сложившегося рынка услуг, предоставляемых такими узкоспециализированными компаниями, выросшего из рынка комплексного обслуживания. А с этим у нас в стране пока еще слабовато».

← Вернуться назад

^ Наверх
Подписывайтесь на канал Управляющей компании Zeppelin в Telegram!